1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………3 1.2. Нормативно-правовая база…………………………………………………………3 1.3. Основные идеи и актуальность…………………………………………………....3 1.4. Адресат программы………………………………………………………………...4 1.5. Режим занятий………………………………………………………………………4 1.6. Сроки освоения, уровень и объем программы…………………………………….4 1.7. Формы обучения и виды занятий…………………………………………………..4 1.8. Формы подведения результатов…………………………………………………….5 1.9. Цель и задачи программы…………………………………………………………..5 1.10 Содержание программы……………………………………………………………..5 1.11. Планируемые результаты освоения программы………………………………….11 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы………………………………………………….12 2.2. Оценочные материалы …………………………………………………………….13 2.3. Информационно-методические материалы………………………………………15 2 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛегоМастер» (далее Программа) имеет техническую направленность, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основ технического конструирования. 1.2 Нормативно-правовая база программы Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 с изменениями. 2. Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года (распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Устав МАДОУ №62. 1.3 Основные идеи и актуальность Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других технических средств. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитию основ технического творчества детей в условиях модернизации образования и включена в программный модуль муниципального образовательного проекта «Детское техническое творчество – путь в будущее!» 3 1.4 Адресат программы Предлагаемая программа адресована обучающимся в возрасте 5–6 лет (старший дошкольный возраст). Данная возрастная категория характеризуется возрастанием потребности ребенка в общении со сверстниками. Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. На шестом году жизни у ребенка появляется способность к произвольному поведению, что вызывает позитивные трансформации всех психических процессов (восприятие, память, внимание и т.д.). Дети начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных, конкретных объектах и предметах. Именно благодаря способности управлять своим вниманием дети старшего дошкольного возраста впервые приобретают способность серьезно и ответственно относиться к своим поступкам. Возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование развитие навыков и умений, способствующих фундаментальному изучению детьми внешней среды. Детьми этого возраста уже способны овладеть разными мыслительными процессами и операциями, что позволяет им активно использовать такие средства познания мира, как наглядное моделирование и непосредственно связанные с ним схематизированные представления, комплексные представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (при их наличии) составляется индивидуальный маршрут освоения содержания программы, проводится индивидуальная работа. 1.5 Режим занятий Программа реализуется в очной форме обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Длительность занятий (академический час) для данных возрастных категорий определяется нормами СанПиН и составляет 25–30 минут. 1.6. Сроки освоения, уровень и объем программы Программа реализуется в течение 1 года. Уровень программы Год обучения Количество Всего часов в Периодичность недель в год занятий году Стартовый 1 34 68 ч 2 занятия в (ознакомительный) неделю по 25–30 мин. 1.7 Формы обучения и виды занятий Форма организации учебной деятельности – очная, групповая, с использованием занятий в формате беседы, мастер-класса, познавательной игры, практического занятия, выставки моделей. Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных решений поставленных задач). 4 Основные приёмы работы: беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое моделирование (создание рисунка модели), викторина. На занятиях применяются три основных вида конструирования: - по образцу - по условиям - по замыслу Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать. Конструирование по замыслу предполагает, что учащийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. 1.8 Формы подведения результатов Основными формами подведения итогов реализации дополнительной программы в соответствии с Положением о соответствии оценивания достижений и успешности воспитанников МАДОУ №62 для данной программы являются: * выставки различных уровней * конкурсы учебно-исследовательских проектов * открытое мероприятие с демонстрацией умений и навыков детей. 1.9 Цель и задачи программы Цель программы – формирование познавательной активности и творческоконструктивных способностей дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники. Задачи: - формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; - приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел; - развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных; - формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре). 1.10 Содержание программы Стартовый уровень- модуль «Простые механизмы» Разработан с целью выявления индивидуальных способностей и формирования мотивации к выбранной сфере деятельности через развитие конструкторских способностей ребенка посредством конструирования механических моделей на базе конструктора Lego «Простые механизмы» Имеет ярко выраженную познавательную направленность. Основные задачи: 5 Обучающие: -Ознакомить учеников с основами механики; -Обучить конструированию простых механических конструкций; -Научить учеников выполнять техническое обоснование при выполнении проектной работы. Развивающие: -Развивать навыки творческого подхода к решению задач; -Развивать способности к исследовательской деятельности; -Развивать техническую речь учеников и формировать тематический словарный запас; -Создать условия для развития устойчивого интереса к техническому творчеству; -Создать условия для развития лидерских качеств ребенка. Воспитательные: -Создать условия для формирования мотивации на успех; -Прививать умения взаимодействовать с партнерами и достигать компромиссных решений; -Воспитывать в детях организаторские способности; -Воспитывать в детях способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Учебно-тематический план № п/п Тема тео рия прак тика Всего Форма аттестации I. Введение 1 ТБ. Знакомство с деталями конструктора Лего. Способы крепления деталей Творческое конструирование 1 1 2 Вводное тестирование. Фронтальный опрос 2 Простые конструкции 1 1 2 Фронтальный опрос 3 1 Простые механизмы II Наклонная плоскость 1 Наклонная плоскость III. Колеса и оси 1 Колеса и оси 1 2 Фронтальный опрос 1 2 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 Фронтальный опрос Практикум 2 2 Фронтальный опрос 1 1 1 2 2 2 Практикум Фронтальный опрос Практикум 4 5 6 7 Конструирование моделей с одиночной фиксированной осью и с отдельными осями Конструкции тачек и тележек для перевозки грузов 8 9 Модель самоката Машинка с рулевым управлением 10 Конструирование модели с использованием колес и осей 11 12 13 IV Рычаги Рычаги и их использование «Катапульта» Модель «шлагбаум» 1 1 1 Практикум Практикум Фронтальный опрос Практикум 6 1 1 1.5 2 2 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практикум Прямозубые зубчатые колеса. Коронное зубчатое колесо. Ведущее и ведомое зубчатые колеса 1 1 2 Фронтальный опрос 17 18 Модель «Карусель» Модель «Колесо обозрения» 1 1 1 1 2 2 19 20 21 Модель «Миксер» Модель «Разводной мост» 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Практикум Фронтальный опрос, выставка Практикум Фронтальный опрос Практикум 1 1 1 1 2 2 Практикум Фронтальный опрос 1 1 2 Практикум 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Практикум Практикум Практикум 1 1 2 1 2 1 2 2 4 Практикум Практикум 1 1 2 VIII Проектная работа 0.5 1.5 2 Практикум 14 15 Модель «Детские качели» 16 Творческая работа по конструированию моделей с использованием наклонной плоскости, колес, осей, рычагов 0.5 V Зубчатые передачи 22 23 24 25 26 27 Творческая работа по конструированию моделей на основе зубчатых передач VI Ременная передача Открытая ременная передача Ременная передача с повышением/понижением скорости Перекрестная ременная передача Модель подъемного устройства Модель подъемного крана Творческая работа по конструированию моделей на основе ременной передачи. VII Чертеж 28 29 3031 32 33 34 Чертеж в жизни человека. История развития Оформление чертежей Проецирование. Проекции Масштаб Творческий проект «Парк развлечений» Защита проектов ИТОГО: 34 2 34 2 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практикум, выставка 68 I.Введение Тема 1. Знакомство с деталями конструктора Лего «Простые механизмы». Виды и назначение деталей. Теория: Правила ТБ. Знакомство с деталями конструктора Лего «Простые механизмы». Изучение видов и назначения деталей. Практика: Изучение принципа скрепления деталей. Самостоятельное конструирование. Тема 2.Простые конструкции. Теория: Понятие простых конструкций. Практика: Конструирование из деталей конструктора жестких и подвижных конструкций. 7 Тема3. Простые механизмы Теория: Знакомство с простыми механизмами. Виды и применение простых механизмов. Практика: Конструирование по условию и по своему замыслу простых конструкций. I. Наклонная плоскость. Тема 4. Наклонная плоскость Теория: Назначение и преимущества наклонной плоскости. Зависимость величины силы необходимой для поднятия тележки с грузом на определенную высоту от длины наклонной плоскости, по которой поднимается груз. Практика: Конструирование наклонной плоскости для поднятия грузов. III. Колеса и оси Тема 5. Колеса и оси. Теория: Понятие «колесо», «ось», «трение». Практика: Конструирование и испытание скользящей и роликовой модели по технологической карте. Анализ подбора деталей для конструирования. Развитие навыка конструирования по инструкции. Тема 6. Конструирование моделей с одиночной фиксированной осью и с отдельными осями Практика: Конструирование по технологической карте. Испытание моделей, сравнение результатов. Наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ результатов. Тема 7. Конструкции тачек и тележек для перевозки грузов. Теория: Проблема перемещения грузов. Простые механизмы для перемещения грузов. Практика: Конструирование одно- или двухколесной тачки/тележки по своему замыслу. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Тема 8. Модель самоката Теория: Самокат. Технические основы конструкции Практика: Конструирование модели самоката по своему замыслу. Анализ подбора деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Тема 9.Машинка с рулевым управлением. Теория: Понятие «управление», «привод» в механизмах. Практика: Конструирование по технологической карте и испытание машинки с рулевым управлением. Закрепление навыков скрепления деталей. Анализ подбора деталей для конструирования. Тема 10. Конструирование модели с использованием колес и осей Практика: Творческая работа. Модель с использованием колес и осей. IV Рычаги Тема 11. Рычаги и их использование. Теория: Понятия: «сила», «груз», «рычаг». Практика: Конструирование «хваталок». Соревнования «хваталок». Тема 12. Катапульта. Теория: Катапульта. История применения устройства. Практика: Конструирование модели катапульты по инструкции. Испытание модели. Получение опыта научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, 8 осмысление. Тема 13. Модель «шлагбаум». Теория: Шлагбаум, назначение. Особенности конструкции. Практика: Конструирование модели шлагбаума по своему замыслу. Анализ подбора деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Тема 14. Модель детских качелей. Теория: Качели: виды и особенности конструкций Практика: Конструирование модели детских качелей на основе рычага. Анализ подбора деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Тема15.Творческая работа по конструированию моделей с использованием механизмов наклонная плоскость, колеса и оси, рычаги. Теория: Обсуждение вариантов моделей. Практик: Самостоятельное конструирование моделей. Развитие воображения и фантазии учащихся. Обсуждение работ, выявление их достоинств и недостатков. V Зубчатые передачи Тема 16. Зубчатые колеса. Теория: Рассмотрение понятий: прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо, ведущее и ведомое зубчатые колеса. Практика: Конструирование моделей зубчатых передач по технологическим картам. Отработка навыка работы с технологическими картами. Тема 17. Модель «Карусель». Теория: Карусель. Конструктивные особенности. Практика: Конструирование модели карусели на основе угловой передачи по технологическим картам. Отработка навыка работы с технологическими картами. Тема 18. Модель «Колеса обозрения». Теория: Особенности конструкции Колеса обозрения. Понижающая зубчатая передача. Практика: Конструирование модели колеса обозрения по своему замыслу с применением понижающей зубчатой передачи. Тема 20. Модель «Миксер». Теория: Технические особенности устройства. Повышающая зубчатая передача. Практика: Конструирование модели миксера по своему замыслу с использованием повышающей передачи. Тема 21. Модель «Разводной мост». Теория: Назначения модели, способы её конструирования. Практика: Конструирование модели по своему замыслу. Получение опыта научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление. Тема 22. Творческая работа по конструированию моделей на основе зубчатых передач Теория: Обсуждение, какие модели могут быть построены. Анализ подбора деталей для конструирования. Практика: Конструирование модели. VI Ременная передача Тема 23. Открытая ременная передача 9 Теория: Шкив. Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив. Ремень. Открытая ременная передача. Практика: Конструирование моделей с ременными шкивами по технологическим картам. Тема 24. Ременная передача с повышением/понижением скорости Теория: Ременная передача с повышением/понижением скорости Практика: Конструирование моделей с ременными шкивами по технологическим картам на повышение и понижение скорости. Тема 25. Перекрестная ременная передача. Теория: Изменение направления вращения шкивов. Перекрестная ременная передача. Практика: Конструирование моделей с ременными шкивами по технологическим картам. Перекрестная ременная передача. Тема 26. Модель подъемного крана Теория: Подъемные устройства. Особенности конструкций. Практика: Конструирование модели подъемного крана по своему замыслу или по изображению. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Испытание моделей. Тема 27. Творческая работа по конструированию моделей на основе ременной передачи Теория: Обсуждение вариантов моделей. Анализ подбора деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Практика: Творческая работа по конструированию моделей на основе ременной передачи. Выполнение тестового задания «Простые механизмы». VII Чертеж Тема 28. Чертеж в жизни человека. История развития Теория: Понятие чертежа. Роль чертежа. Истрия развития. Практика: Графическая работа «Линии чертежа» Тема 29. Оформление чертежей Теория: Единые правила оформления чертежей. Понятие «ГОСТ» Практика: Графическая работа «Рамка» Тема 30–31. Проецирование. Проекции Теория: Проецирование на плоскость. Понятие проекции. Практика: Графическая работа «Проекции геометрических тел» Тема 32. Масштаб Теория: Понятие масштаба, назначение, практическое применение. Практика: Графическая работа «Деталь в масштабе» VIII Проектная работа Тема 33.Творческий проект «Парк развлечений» Теория: Обсуждение возможных вариантов моделей, подбор деталей. Практика: Самостоятельное конструирование. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Испытание моделей. Тема 34. Защита проектов Теория: Правила представления проекта. Практика: Защита проекта 10 1.11. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами будет являться формирование следующих умений: - Ценить и уважать труд и достижения других людей; - Слушать и слышать педагога, товарищей по работе в целях достижения лучшего результата совместной творческой деятельности; - Проявлять активность и организаторские способности. Метапредметными результатами освоения программы будут являться следующие УУД: Познавательные УУД: -Определять, различать и называть детали конструктора Лего «Простые механизмы»; -Различать виды простых механизмов, знать их назначение; -Уметь осуществлять учебно-исследовательскую работу; -Выполнять техническое обоснование при выполнении проектной работы; -Применять инженерную смекалку для решения повседневных задач. Регулятивные УУД: -Уметь работать со сложными инструкциями при конструировании механических моделей; -Выстраивать план действий и придерживаться его при реализации собственного творческого замысла или коллективного проекта; -Уметь подбирать и анализировать специальную литературу; -Осуществлять контроль своей работы и п ри необходимости вносить коррективы для достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: -Достигать компромиссных решений с партнерами в работе над проектом; -Проявлять организаторские способности, распределять роли в работе над проектом; -Контролировать действия друг друга и оказывать, при необходимости, поддержку; -Защищать проектные работы перед большой аудиторией. Предметными результатами освоения программы является формирование следующих знаний и умений: Знать: -Названия деталей конструктора Лего «Простые механизмы»; -Основы механики; -Принципы работы простых механизмов; Уметь: -Конструировать модели на основе простых механизмов по инструкции, по своему замыслу -Разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям; Проводить исследования, включающие в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ. 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1Условия реализации программы Материально – техническое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение программы: Материальное обеспечение: 1.Учебный кабинет 2.Столы - 4 шт. 3.Стулья детские - 10 шт. 4.Стул для педагога- 1 шт. 5. Доска магнитно-маркерная – 1 шт. 6. Стенка для пособий – 1 шт. Техническая платформа программы: 1. Конструктор Lego Простые механизмы – 5 шт. 2. Конструктор Lego Первые механизмы –1 шт. 3. Конструктор WeDo 2.0 - 1 шт. 4. Конструктор Lego Первая история базовый набор – 1 шт. 5.Конструктор Lego "Космос" – 1 шт. 6. Набор принадлежностей для магнитно-маркерных досок. Информационное обеспечение: 1. Образовательные решения LEGO Education -Учебные материалы LEGOEducationWeDo и электронные книги для педагога; - УМК для использования WeDo 2.0 в рамках изучения окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС и STEM методологией; - Электронная дистанционная программа обучения работе с платформой для педагогов; -Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software»; -Комплект учебных материалов StoryStarter Построй свою историю. 2. Инструкции по сборке: (Инструкции собраны из различных интернет-источников, методических разработок, литературных источников, а также разработанные педагогом самостоятельно). Фото-инструкции, видео-инструкции, 3-D инструкции и др. 3. Программа LEGODigitalDesigner. 4. Microsoft Office - офисный пакет приложений 5. Программы для просмотра фото- и видеофайлов. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы. Методические материалы Для реализации программы необходимы следующие оценочные комплексы и материалы: 1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала, инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям. Программное обеспечение к конструктору Lego WeDo. 2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники, контрольные упражнения, тесты. 3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры, вопросники. 4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные инструкции, журналы, буклеты, книги технического профиля. 12 2.2 Оценочные материалы В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: 1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). 2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие). 3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год). Выявление достигнутых результатов осуществляется: • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала в игровой форме); • через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки). Критерии оценки предметных и метапредметных результатов (ИКТ-компетентность) в рамках изучения курса «Легомастер» Критерии Уровень форсированности действия Мотивация трудовой 0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую деятельности и деятельность. творчества 1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым указаниям взрослого. 2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по устной просьбе взрослого или инструкции. 3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но обращается за помощью к взрослому. 4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность 5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает творческие работы. Конструирование 0 — обучающиеся совершенно не владеют данным действием моделей с помощью (нет умения работать с конструктором). набора Lego 1 — знакомы с конструированием, выполняют модели, следуя прямым указаниям взрослого. 2 — умеют выполнять модели по образцу, схеме, но часто обращаются за помощью к взрослому. 3 – умеют собирать модели по инструкции, но допускают ошибки при сборке. 4 – самостоятельно собирать модели по инструкции. 5 – самостоятельно создает модели без инструкции Теоретические знания 1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая в области при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными конструирования характеристиками. 2 – обучающийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение основным понятиям. 3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями. Продолжение таблицы 4 – умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы и явления 5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи. 13 Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля: Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий. Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, выставку-презентацию творческих работ, самоанализ. С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация уровней выполнения практических заданий: 1 уровень - репродуктивный с помощью педагога 2 уровень - репродуктивный без помощи педагога 3 уровень – продуктивный, творческий Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Технология проектного обучения - альтернативная технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Здоровьесберегающие технологии Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Технология коллективной творческой деятельности (И. П. Волков, И. П. Иванов). Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, исследование и т.п.) Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. 14 2.3 Информационно-методические материалы Для педагога 1. DACTA. Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. - 35 pag. 2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. 3. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва. 4. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag. 5. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag. 6. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag. 7. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с. 8. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.16с. 9. «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего» 10. Интернет – ресурсы: http://int-edu.ru http://7robots.com/ http://www.spfam.ru/contacts.html http://robocraft.ru/ http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 / http://insiderobot.blogspot.ru/ https://sites.google.com/site/nxtwallet/ http://www.elrob.org/elrob-2011 http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ Информационно-методические материалы для детей и родителей 1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. 2. Копосов Д. Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014. 3. Филипов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013. 4. Юревич Е. И. Основы робототехники. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВПетербург, 2005 15