1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………3
1.2. Нормативно-правовая база…………………………………………………………3
1.3. Основные идеи и актуальность…………………………………………………....3
1.4. Адресат программы………………………………………………………………...4
1.5. Режим занятий………………………………………………………………………4
1.6. Сроки освоения, уровень и объем программы…………………………………….4
1.7. Формы обучения и виды занятий…………………………………………………..4
1.8. Формы подведения результатов…………………………………………………….5
1.9. Цель и задачи программы…………………………………………………………..5
1.10 Содержание программы……………………………………………………………..5
1.11. Планируемые результаты освоения программы………………………………….11
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы………………………………………………….12
2.2. Оценочные материалы …………………………………………………………….13
2.3. Информационно-методические материалы………………………………………15
2
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛегоМастер»
(далее Программа) имеет техническую направленность, носит практико-ориентированный
характер и направлена на овладение обучающимися основ технического конструирования.
1.2 Нормативно-правовая база программы
Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года №273-Ф3 с изменениями.
2. Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на
определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития
дополнительного образования детей в РФ до 2030 года (распоряжение
правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования"
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Устав МАДОУ №62.
1.3 Основные идеи и актуальность
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и
роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов,
игрушек, транспортных, строительных и других технических средств. Благодаря
разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в
дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной
политики в сфере образования - развитию основ технического творчества детей в
условиях модернизации образования и включена в программный модуль муниципального
образовательного проекта «Детское техническое творчество – путь в будущее!»
3
1.4 Адресат программы
Предлагаемая программа адресована обучающимся в возрасте 5–6 лет (старший
дошкольный возраст).
Данная возрастная категория характеризуется возрастанием потребности ребенка в
общении со сверстниками. Познавательные интересы претерпевают качественные
изменения; развивается произвольность действий.
Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического
мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. На шестом году жизни
у ребенка появляется способность к произвольному поведению, что вызывает позитивные
трансформации всех психических процессов (восприятие, память, внимание и т.д.).
Дети начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на
определенных, конкретных объектах и предметах. Именно благодаря способности
управлять своим вниманием дети старшего дошкольного возраста впервые приобретают
способность серьезно и ответственно относиться к своим поступкам.
Возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети
в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно
длительный промежуток времени. В старшем дошкольном возрасте происходит
интенсивное формирование развитие навыков и умений, способствующих
фундаментальному изучению детьми внешней среды. Детьми этого возраста уже
способны овладеть разными мыслительными процессами и операциями, что позволяет им
активно использовать такие средства познания мира, как наглядное моделирование и
непосредственно связанные с ним схематизированные представления, комплексные
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (при их наличии)
составляется индивидуальный маршрут освоения содержания программы, проводится
индивидуальная работа.
1.5 Режим занятий
Программа реализуется в очной форме обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу. Длительность занятий (академический час) для данных возрастных
категорий определяется нормами СанПиН и составляет 25–30 минут.
1.6. Сроки освоения, уровень и объем программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Уровень программы
Год обучения
Количество Всего часов в Периодичность
недель в
год
занятий
году
Стартовый
1
34
68 ч
2 занятия в
(ознакомительный)
неделю по 25–30
мин.
1.7 Формы обучения и виды занятий
Форма организации учебной деятельности – очная, групповая, с использованием занятий в
формате беседы, мастер-класса, познавательной игры, практического занятия, выставки
моделей.
Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на
практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных решений
поставленных задач).
4
Основные приёмы работы: беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу
(с использованием инструкции), творческое моделирование (создание рисунка модели),
викторина.
На занятиях применяются три основных вида конструирования:
- по образцу
- по условиям
- по замыслу
Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить
(например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет,
задаются только условия, которым постройка должна соответствовать. Конструирование
по замыслу предполагает, что учащийся сам, без каких-либо внешних ограничений,
создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его
распоряжении.
1.8 Формы подведения результатов
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной программы
в соответствии с Положением о соответствии оценивания достижений и успешности
воспитанников МАДОУ №62 для данной программы являются:
* выставки различных уровней
* конкурсы учебно-исследовательских проектов
* открытое мероприятие с демонстрацией умений и навыков детей.
1.9 Цель и задачи программы
Цель программы – формирование познавательной активности и творческоконструктивных
способностей
дошкольников
посредством
образовательных
конструкторов и робототехники.
Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни
человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки
технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное
решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение
детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств,
составлять таблицы для отображения и анализа данных;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при
работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании
робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой
группе (в паре).
1.10 Содержание программы
Стартовый уровень- модуль «Простые механизмы»
Разработан с целью выявления индивидуальных способностей и формирования
мотивации к выбранной сфере деятельности через развитие конструкторских
способностей ребенка посредством конструирования механических моделей на базе
конструктора Lego «Простые механизмы»
Имеет ярко выраженную познавательную направленность.
Основные задачи:
5
Обучающие:
-Ознакомить учеников с основами механики;
-Обучить конструированию простых механических конструкций;
-Научить учеников выполнять техническое обоснование при выполнении
проектной работы.
Развивающие:
-Развивать навыки творческого подхода к решению задач;
-Развивать способности к исследовательской деятельности;
-Развивать техническую речь учеников и формировать тематический
словарный запас;
-Создать условия для развития устойчивого интереса к техническому
творчеству;
-Создать условия для развития лидерских качеств ребенка.
Воспитательные:
-Создать условия для формирования мотивации на успех;
-Прививать умения взаимодействовать с партнерами и достигать
компромиссных решений;
-Воспитывать в детях организаторские способности;
-Воспитывать в детях способность осознавать свои трудности и стремиться к
их преодолению.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
тео
рия
прак
тика
Всего
Форма аттестации
I. Введение
1
ТБ. Знакомство с деталями
конструктора Лего. Способы
крепления деталей Творческое
конструирование
1
1
2
Вводное
тестирование.
Фронтальный опрос
2
Простые конструкции
1
1
2
Фронтальный опрос
3
1
Простые механизмы
II Наклонная плоскость
1
Наклонная плоскость
III. Колеса и оси
1
Колеса и оси
1
2
Фронтальный опрос
1
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
Фронтальный опрос
Практикум
2
2
Фронтальный опрос
1
1
1
2
2
2
Практикум
Фронтальный опрос
Практикум
4
5
6
7
Конструирование моделей с
одиночной фиксированной осью и с
отдельными осями
Конструкции тачек и тележек для
перевозки грузов
8
9
Модель самоката
Машинка с рулевым
управлением
10
Конструирование модели с
использованием колес и осей
11
12
13
IV Рычаги
Рычаги и их использование
«Катапульта»
Модель «шлагбаум»
1
1
1
Практикум
Практикум
Фронтальный опрос
Практикум
6
1
1
1.5
2
2
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Практикум
Прямозубые зубчатые колеса.
Коронное зубчатое колесо. Ведущее и
ведомое зубчатые колеса
1
1
2
Фронтальный опрос
17
18
Модель «Карусель»
Модель «Колесо обозрения»
1
1
1
1
2
2
19
20
21
Модель «Миксер»
Модель «Разводной мост»
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Практикум
Фронтальный опрос,
выставка
Практикум
Фронтальный опрос
Практикум
1
1
1
1
2
2
Практикум
Фронтальный опрос
1
1
2
Практикум
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Практикум
Практикум
Практикум
1
1
2
1
2
1
2
2
4
Практикум
Практикум
1
1
2
VIII Проектная работа
0.5
1.5
2
Практикум
14
15
Модель «Детские качели»
16
Творческая работа по
конструированию моделей с
использованием наклонной
плоскости, колес, осей, рычагов
0.5
V Зубчатые передачи
22
23
24
25
26
27
Творческая работа по
конструированию моделей на основе
зубчатых передач
VI Ременная передача
Открытая ременная передача
Ременная передача с
повышением/понижением
скорости
Перекрестная ременная
передача
Модель подъемного устройства
Модель подъемного крана
Творческая работа по
конструированию моделей на основе
ременной передачи.
VII Чертеж
28
29
3031
32
33
34
Чертеж в жизни человека. История
развития
Оформление чертежей
Проецирование. Проекции
Масштаб
Творческий проект «Парк
развлечений»
Защита проектов
ИТОГО:
34
2
34
2
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Практикум, выставка
68
I.Введение
Тема 1. Знакомство с деталями конструктора Лего «Простые механизмы».
Виды и назначение деталей.
Теория: Правила ТБ. Знакомство с деталями конструктора Лего «Простые
механизмы». Изучение видов и назначения деталей.
Практика: Изучение принципа скрепления деталей. Самостоятельное конструирование.
Тема 2.Простые конструкции.
Теория: Понятие простых конструкций.
Практика: Конструирование из деталей конструктора жестких и подвижных конструкций.
7
Тема3. Простые механизмы
Теория: Знакомство с простыми механизмами. Виды и применение простых механизмов.
Практика: Конструирование по условию и по своему замыслу простых конструкций.
I.
Наклонная плоскость.
Тема 4. Наклонная плоскость
Теория: Назначение и преимущества наклонной плоскости. Зависимость величины силы
необходимой для поднятия тележки с грузом на определенную высоту от длины
наклонной плоскости, по которой поднимается груз.
Практика: Конструирование наклонной плоскости для поднятия грузов.
III. Колеса и оси
Тема 5. Колеса и оси.
Теория: Понятие «колесо», «ось», «трение».
Практика: Конструирование и испытание скользящей и роликовой модели по
технологической карте. Анализ подбора деталей для конструирования. Развитие навыка
конструирования по инструкции.
Тема 6. Конструирование моделей с одиночной фиксированной осью и с отдельными
осями
Практика: Конструирование по технологической карте. Испытание моделей, сравнение
результатов. Наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ
результатов.
Тема 7. Конструкции тачек и тележек для перевозки грузов.
Теория: Проблема перемещения грузов. Простые механизмы для перемещения грузов.
Практика: Конструирование одно- или двухколесной тачки/тележки по своему замыслу.
Развитие навыков творческого подхода к решению задачи.
Тема 8. Модель самоката
Теория: Самокат. Технические основы конструкции
Практика: Конструирование модели самоката по своему замыслу. Анализ подбора
деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи.
Тема 9.Машинка с рулевым управлением.
Теория: Понятие «управление», «привод» в механизмах.
Практика: Конструирование по технологической карте и испытание машинки с рулевым
управлением. Закрепление навыков скрепления деталей. Анализ подбора деталей для
конструирования.
Тема 10. Конструирование модели с использованием колес и осей
Практика: Творческая работа. Модель с использованием колес и осей.
IV Рычаги
Тема 11. Рычаги и их использование.
Теория: Понятия: «сила», «груз», «рычаг».
Практика: Конструирование «хваталок». Соревнования «хваталок».
Тема 12. Катапульта.
Теория: Катапульта. История применения устройства.
Практика: Конструирование модели катапульты по инструкции. Испытание модели.
Получение опыта научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение,
8
осмысление.
Тема 13. Модель «шлагбаум».
Теория: Шлагбаум, назначение. Особенности конструкции.
Практика: Конструирование модели шлагбаума по своему замыслу. Анализ подбора
деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи.
Тема 14. Модель детских качелей.
Теория: Качели: виды и особенности конструкций
Практика: Конструирование модели детских качелей на основе рычага. Анализ подбора
деталей для конструирования. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи.
Тема15.Творческая работа по конструированию моделей с использованием
механизмов наклонная плоскость, колеса и оси, рычаги. Теория: Обсуждение
вариантов моделей.
Практик: Самостоятельное конструирование моделей. Развитие воображения и фантазии
учащихся. Обсуждение работ, выявление их достоинств и недостатков.
V Зубчатые передачи
Тема 16. Зубчатые колеса.
Теория: Рассмотрение понятий: прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо,
ведущее и ведомое зубчатые колеса.
Практика: Конструирование моделей зубчатых передач по технологическим картам.
Отработка навыка работы с технологическими картами.
Тема 17. Модель «Карусель».
Теория: Карусель. Конструктивные особенности.
Практика: Конструирование модели карусели на основе угловой передачи по
технологическим картам. Отработка навыка работы с технологическими картами.
Тема 18. Модель «Колеса обозрения».
Теория: Особенности конструкции Колеса обозрения. Понижающая зубчатая передача.
Практика: Конструирование модели колеса обозрения по своему замыслу с
применением понижающей зубчатой передачи.
Тема 20. Модель «Миксер».
Теория: Технические особенности устройства. Повышающая зубчатая передача.
Практика: Конструирование модели миксера по своему замыслу с использованием
повышающей передачи.
Тема 21. Модель «Разводной мост».
Теория: Назначения модели, способы её конструирования.
Практика: Конструирование модели по своему замыслу. Получение опыта научного
подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление.
Тема 22. Творческая работа по конструированию моделей на основе зубчатых
передач
Теория: Обсуждение, какие модели могут быть построены. Анализ подбора деталей для
конструирования.
Практика: Конструирование модели.
VI Ременная передача
Тема 23. Открытая ременная передача
9
Теория: Шкив. Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив. Ремень. Открытая
ременная передача.
Практика: Конструирование моделей с ременными шкивами по технологическим картам.
Тема 24. Ременная передача с повышением/понижением скорости
Теория: Ременная передача с повышением/понижением скорости
Практика: Конструирование моделей с ременными шкивами по технологическим картам
на повышение и понижение скорости.
Тема 25. Перекрестная ременная передача.
Теория: Изменение направления вращения шкивов. Перекрестная ременная передача.
Практика: Конструирование моделей с ременными шкивами по технологическим картам.
Перекрестная ременная передача.
Тема 26. Модель подъемного крана
Теория: Подъемные устройства. Особенности конструкций.
Практика: Конструирование модели подъемного крана по своему замыслу или по
изображению. Развитие навыков творческого подхода к решению задачи. Испытание
моделей.
Тема 27. Творческая работа по конструированию моделей на основе ременной
передачи
Теория: Обсуждение вариантов моделей. Анализ подбора деталей для конструирования.
Развитие навыков творческого подхода к решению задачи.
Практика: Творческая работа по конструированию моделей на основе ременной
передачи. Выполнение тестового задания «Простые механизмы».
VII Чертеж
Тема 28. Чертеж в жизни человека. История развития
Теория: Понятие чертежа. Роль чертежа. Истрия развития.
Практика: Графическая работа «Линии чертежа»
Тема 29. Оформление чертежей
Теория: Единые правила оформления чертежей. Понятие «ГОСТ»
Практика: Графическая работа «Рамка»
Тема 30–31. Проецирование. Проекции
Теория: Проецирование на плоскость. Понятие проекции.
Практика: Графическая работа «Проекции геометрических тел»
Тема 32. Масштаб
Теория: Понятие масштаба, назначение, практическое применение.
Практика: Графическая работа «Деталь в масштабе»
VIII Проектная работа
Тема 33.Творческий проект «Парк развлечений»
Теория: Обсуждение
возможных вариантов
моделей,
подбор
деталей.
Практика: Самостоятельное конструирование. Развитие навыков творческого подхода к
решению задачи. Испытание моделей.
Тема 34. Защита проектов
Теория: Правила представления проекта.
Практика: Защита проекта
10
1.11. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами будет являться формирование следующих умений:
- Ценить и уважать труд и достижения других людей;
- Слушать и слышать педагога, товарищей по работе в целях достижения
лучшего результата совместной творческой деятельности;
- Проявлять активность и организаторские способности.
Метапредметными результатами освоения программы будут являться следующие
УУД:
Познавательные УУД:
-Определять, различать и называть детали конструктора Лего «Простые
механизмы»;
-Различать виды простых механизмов, знать их назначение;
-Уметь осуществлять учебно-исследовательскую работу;
-Выполнять
техническое
обоснование
при
выполнении
проектной работы;
-Применять инженерную смекалку для решения повседневных задач.
Регулятивные УУД:
-Уметь
работать
со
сложными
инструкциями
при
конструировании механических моделей;
-Выстраивать план действий и придерживаться его при реализации
собственного творческого замысла или коллективного проекта;
-Уметь подбирать и анализировать специальную литературу;
-Осуществлять контроль
своей работы и п ри необходимости вносить
коррективы для достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
-Достигать компромиссных решений с партнерами в работе над проектом;
-Проявлять организаторские способности, распределять роли в работе над
проектом;
-Контролировать
действия
друг друга и оказывать,
при
необходимости, поддержку;
-Защищать проектные работы перед большой аудиторией.
Предметными
результатами
освоения
программы является формирование
следующих знаний и умений:
Знать:
-Названия деталей конструктора Лего «Простые механизмы»;
-Основы механики;
-Принципы работы простых механизмов;
Уметь:
-Конструировать модели на основе простых механизмов по инструкции, по
своему замыслу
-Разрабатывать
и
создавать
модели,
отвечающие
определенным критериям;
Проводить исследования, включающие в себя наблюдение, осмысление,
прогнозирование и критический анализ.
11
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1Условия реализации программы
Материально – техническое и информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы:
Материальное обеспечение:
1.Учебный кабинет
2.Столы - 4 шт.
3.Стулья детские - 10 шт.
4.Стул для педагога- 1 шт.
5. Доска магнитно-маркерная – 1 шт.
6. Стенка для пособий – 1 шт.
Техническая платформа программы:
1. Конструктор Lego Простые механизмы – 5 шт.
2. Конструктор Lego Первые механизмы –1 шт.
3. Конструктор WeDo 2.0 - 1 шт.
4. Конструктор Lego Первая история базовый набор – 1 шт.
5.Конструктор Lego "Космос" – 1 шт.
6. Набор принадлежностей для магнитно-маркерных досок.
Информационное обеспечение:
1. Образовательные решения LEGO Education
-Учебные материалы LEGOEducationWeDo и электронные книги для педагога;
- УМК для использования WeDo 2.0 в рамках изучения окружающего мира в соответствии
с требованиями ФГОС и STEM методологией;
- Электронная дистанционная программа обучения работе с платформой для педагогов;
-Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software»;
-Комплект учебных материалов StoryStarter Построй свою историю.
2. Инструкции по сборке: (Инструкции собраны из различных интернет-источников,
методических разработок, литературных источников, а также разработанные педагогом
самостоятельно). Фото-инструкции, видео-инструкции, 3-D инструкции и др.
3. Программа LEGODigitalDesigner.
4. Microsoft Office - офисный пакет приложений
5. Программы для просмотра фото- и видеофайлов.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное
образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.
Методические материалы
Для реализации программы необходимы следующие оценочные комплексы и материалы:
1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала,
инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов
занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям. Программное
обеспечение к конструктору Lego WeDo.
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники,
контрольные упражнения, тесты.
3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры, вопросники.
4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные инструкции, журналы,
буклеты, книги технического профиля.
12
2.2 Оценочные материалы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие).
3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
• через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала в игровой форме);
• через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки).
Критерии оценки предметных и метапредметных результатов
(ИКТ-компетентность) в рамках изучения курса «Легомастер»
Критерии
Уровень форсированности действия
Мотивация трудовой
0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую
деятельности и
деятельность.
творчества
1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым
указаниям взрослого.
2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по
устной просьбе взрослого или инструкции.
3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но
обращается за помощью к взрослому.
4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность
5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает
творческие работы.
Конструирование
0 — обучающиеся совершенно не владеют данным действием
моделей с помощью
(нет умения работать с конструктором).
набора Lego
1 — знакомы с конструированием, выполняют модели, следуя
прямым указаниям взрослого.
2 — умеют выполнять модели по образцу, схеме, но часто
обращаются за помощью к взрослому.
3 – умеют собирать модели по инструкции, но допускают
ошибки при сборке.
4 – самостоятельно собирать модели по инструкции.
5 – самостоятельно создает модели без инструкции
Теоретические знания
1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая
в области
при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными
конструирования
характеристиками.
2 – обучающийся способен рассказать содержание текста,
правила, дать определение основным понятиям.
3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений,
предметов на основе анализа, синтеза, логического
умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную
информацию с имеющимися знаниями. Продолжение таблицы
4 – умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с применением
усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные
связи при изучении теоретического материала, умеет находить в
окружающей действительности изучаемые законы и явления
5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в
ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит
оригинальные решения поставленной перед ним задачи.
13
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях,
умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и
формы контроля:
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При
его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа
для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего
материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении
используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос,
практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела
и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие
формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по
предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в
конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за
время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы,
включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по
собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для
родителей, выставку-презентацию творческих работ, самоанализ.
С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация
уровней выполнения практических заданий:
1 уровень - репродуктивный с помощью педагога
2 уровень - репродуктивный без помощи педагога
3 уровень – продуктивный, творческий
Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного
обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных)
индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования
имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Групповые
технологии
предполагают
организацию
совместных
действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Технология проектного обучения - альтернативная технология, при которой не даются
готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.
Здоровьесберегающие технологии
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным
трудом.
Технология коллективной творческой деятельности (И. П. Волков, И. П. Иванов).
Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить
их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который
можно фиксировать (изделие, модель, макет, исследование и т.п.)
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу
положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
14
2.3 Информационно-методические материалы
Для педагога
1. DACTA. Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. - 35 pag.
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов.
LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
3. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund,
Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
4. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43
pag.
5. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.
6. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
7. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
8. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.16с.
9. «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO.
г. Москва. Издательство ООО «Лего»
10. Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru
http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/
Информационно-методические материалы для детей и родителей
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА —
ПРЕСС», 2001.
2. Копосов Д. Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.
3. Филипов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013.
4. Юревич Е. И. Основы робототехники. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВПетербург, 2005
15